Уныние — восьмой смертный грех






ТОСКА, грусть, уныние, печаль — отдаваясь во власть этих чувств,
мы иногда совсем не задумываемся о последствиях подобных разрушительных
эмоций. Многие считают, что такое состояние свидетельствует даже
о некоторой тонкости загадочной русской души. В то же время долгое
пребывание в угнетенном состоянии врачи-психиатры считают очень опасным
и называют депрессией. По данным разных исследователей, ею страдает
до 20% населения развитых стран. А вот Церковь относит уныние к смертным
грехам.


Злое разленение





ПРОФЕССОР Российского православного университета Иоанна Богослова
Виктор ТРОСТНИКОВ говорит:
«Уныние относится к смертным грехам
только в православном богословии. У католиков среди грехов есть печаль,
а православие добавляет еще и уныние, как совершенно отдельный грех.
Поэтому у нас смертных грехов не семь, а восемь. Казалось бы, какая
разница между печалью и унынием, ведь то и другое иногда воспринимается
человеком как конец жизни. Тем не менее печаль — это некое временное
ощущение, связанное с каким-то неприятным происшествием, но это чувство
проходящее. Что касается уныния, то это длительное, хроническое
состояние, причем зачастую для него нет вроде бы никакой явной причины.
Уныние — это именно состояние души, и наступить оно может при полном
внешнем благополучии, а на вопрос: «Чего собственно тебе не хватает?» —
страдалец даже не сможет вразумительно ответить.


Но и то и другое, по мнению Церкви, грех, потому что надо встречать
любые испытания в бодром состоянии духа, с верой, надеждой и любовью
в душе. Иначе происходит отречение от единого целого, непризнание этого
целого, а такое состояние осуждается учением о Боге, мире и человеке.
Это разновидность неверия. Душа оказывается предоставленной самой себе,
и человек обрекает себя на болезни».


Смертные грехи напрямую разрушают душу человека, а как следствие —
и тело. Уныние иначе именуется злым разленением. При воздействии этой
страсти человек ленится и не может принудить себя ко всякому
спасительному делу. Ничто не радует и не утешает человека, он ни во что
не верит и ни на что не надеется. Недаром говорится, что «унылый дух
сушит кости».


Унылый дух сушит кости





ПЕРЕЧИСЛИМ симптомы, по которым можно заподозрить, что разрушительные
процессы начались:

  • нарушения сна (бессонница, сонливость);

     

  • изменения аппетита (его утрата или переедание);

     

  • нарушение функции кишечника (запоры);

     

  • снижение сексуальных потребностей;

     

  • снижение энергии, повышенная утомляемость при обычных
    физических и интеллектуальных нагрузках, слабость;

     

  • боли и разнообразные неприятные ощущения в теле (например,
    в сердце, в области желудка, в мышцах).



Конфликт с собой способен перерасти в органическую болезнь. Так грех
просачивается в телесную природу человека, приобретая медицинский
аспект. Выздоровление, таким образом, — это следствие примирения
человека с собою и с Богом. Путь к выздоровлению — это путь
к нравственному усовершенствованию. Таково мнение Православной церкви.


Современная медицина предлагает немало методов лечения депрессий, но,
как считает один из известных специалистов в этой области доктор
медицинских наук, профессор Юрий ПОЛИЩУК, можно использовать и духовные,
религиозные способы психотерапии.


Виктор Тростников так говорит о лечении: «Если бы человек,
страдающий депрессией, спросил меня о том, как выходить из этого
состояния, то ответом было бы не просто пожелание ходить в церковь,
а стремление найти для себя очень опытного духовного руководителя-старца
в каком-либо монастыре. Для этого, конечно, надо приложить усилие,
поискать, доехать туда, но там вас выслушают не несколько минут,
а постараются разобраться в источнике душевной скорби столько, сколько
необходимо. Беседа может длиться несколько часов, а возможно, нужно
будет побыть в монастыре несколько дней, попоститься и только потом
начать лечение души».


А отец Анатолий (Берестов), иеромонах, руководитель
Душепопечительского православного центра Иоанна Кронштадтского, доктор
медицинских наук, считает, что
«для человека, решившего бороться
не только с телесным, но и с духовным недугом, необходимо активное
воцерковление, изменение образа жизни с греховного на евангельский.
Многих людей приводит к пониманию этого именно тяжелое заболевание. Цель
православной медицины — способствовать спасению человека, помочь ему
освободиться от несвободы его собственных страстей, которые разрушают
и его тело, и его душу».


С другой стороны, верующие люди, столкнувшиеся с болезнью, не должны
отказываться от помощи медицины, ибо, как говорил святитель Феофан
Затворник, лекарь и лекарство от Бога, и отказываться от медицины —
значит укорять Бога.